Всем > Теория риска > Глава 1 > 1.3. Виды неопределенности
Глава 1. Задача принятия решения в индетерминированных условиях
Если руководитель фирмы будет принимать решения на основе детерминированной модели, он сможет подобрать такое значение управляемого параметра, которое формально обеспечит наибольшее значение прибыли в данных конкретных условиях. Но на практике, вероятнее всего, условия окажутся не такими же, как предполагалось, а, значит, и результаты будут отличаться от расчетных. Проанализируем, почему это может произойти.
Любая модель является упрощенным описанием реальности. При ее составлении используется целый ряд допущений, заменяющих те аспекты моделируемого явления, которые недостаточно изучены или которые трудно формализовать.
В последней модели одним из основных допущений является предположение, что закон спроса известен. Поэтому можно точно рассчитать количество товара, которое будет продано при заданной цене. На самом деле это не так.
Во-первых, зависимость спроса от цены определяется на основе маркетинговых исследований и экспертных оценок, надежность которых, к сожалению, не высока. То есть реальный объем продаж может отличаться от спрогнозированного из-за неточности измерения спроса. Это порождает так называемую метрологическую неопределенность, вызванную ограничениями в способах измерения и оценки параметров, влияющих на результат, а также погрешностями и возможными ошибками людей, проводящих исследование.
Во-вторых, закон спроса к моменту начала продаж может измениться, поскольку конкуренты предприняли определенные акции, изменившие ситуацию на рынке (провели рекламную кампанию, снизили свои цены, выпустили товар-субститут и т.д.). Подобные возможные целенаправленные действия против нашей фирмы порождают поведенческую неопределенность, связанную с непредсказуемостью поведения других лиц.
Наконец, спрос на наш товар зависит не только от цены. Используемый в расчетах закон слишком простой и не учитывает целый ряд объективных и субъективных факторов. Если мы не знаем, что какой-то фактор влияет на интересующий нас параметр, то это создает для нас гносеологическую неопределенность, связанную с ограниченностью познания. Но даже, если все влияющие обстоятельства и характер их воздействия известны, далеко не всегда удается точно предсказать, какое именно значение данный фактор примет. В нашем примере закон спроса может сильно зависеть от погоды в регионе, где осуществляется продажа товара. Если погода теплая, закон спроса будет один, если холодная и дождливая - другой. Можно пытаться делать прогноз, но есть вероятность, что реальная погода окажется другой. Это то, что мы привыкли называть случайностью или, более научно, стохастической неопределенностью.
Дата обновления: 25.09.2014